СТРОИТЕЛЬСТВО ПУТЕПРОВОДОВ

В последние годы, в связи с увеличением количества автомобилей улицы города уже не справлялись с транспортным потоком. Перед светофорами выстраивались длинные очереди ожидающих дальнейшего движения автомобилей. Тогда перед нами остро встал вопрос строительства 5–6 путепроводов.
Между Сабир-Рахимовским, Акмаль-Икрамовским и Октябрьским районами протекала река Бозсу. Для того чтобы перебраться через неё, приходилось делать крюк в 10–15 км. Река протекала в глубоком овраге, глубина которого составляла 20–30 метров, ширина реки, протекавшей внизу, – 30 метров. Начались строительные работы, сопряжённые с большими трудностями. Нужно было устанавливать огромные сваи. Двадцатиметровые, каждая по 400 мм, сваи были вбиты от одного до другого берега на глубину до 20-ти метров.

Первый секретарь ЦК Компартии Таджикистана Д.Расулов, первый секретарь ЦК Компартии Киргизии У.Усубалиев, первый секретарь ЦК Компартии Туркменистана И.Г. Гапуров в Узбекистане. Высокопоставленных гостей сопровождают В.А.Казимов и Т.С. Садыков. 1981 год.


Построили и мост, упорядочилось транспортное движение, создали необходимые удобства людям. Кроме того, Юнусабадский район был отделён от центра города железнодорожными путями. В то время был только один автомобильный мост, позволявший проехать прямо в Юнусабад. Для того чтобы проехать в Сабир-Рахимовский район из Юнусабада был составлен проект и построен еще один мост. Домостроения, стоявшие на пути строительства моста, были перенесены в другое место. Иноят Рахимович Шоабдурахимов работал заместителем председателя горисполкома и курировал вопросы
благоустройства. Решение этих вопросов он осуществил вместе с руководителями Мостотреста. Мост длиной 300-400 метров сегодня одна из самых оживлённых автомагистралей кольцевой автодороги.
Самая тяжёлая автомобильная магистраль – нынешняя улица «Фаргона йўли» пролегала с восточной стороны железнодорожной станции. На ней находилось небольшое строение, слабо напоминавшее маленький мостик. Поверх станции «Ташкент-товарный» был построен современный мост шириной 16 и длиной 400 метров. Но самые тяжёлые, на мой взгляд, работы были на площади Хадра. На месте площади вдруг забил подземный источник воды. Если двигаться со стороны концертного зала, от площади Дружбы народов в сторону Хадры, на поверхность выйдут подземные воды и это сильно затруднит заливку фундамента. Поток воды удалось повернуть в сторону – на глубине 10 метров её отвели с помощью установленных труб. Земля подсохла и у нас появилась возможность приступить к строительству моста. Основной проблемой при строительстве стало своеобразие почвы, которая не была твёрдой, а больше походила на топь. Просачивающаяся сквозь почву вода скапливалась внизу. Несколько в стороне между Хадрой и гостиницей Чорсу протекал подземный поток воды, потом вода вышла на поверхность и, спускаясь вниз, впитав в себя просочившиеся воды Анхора, утекала в её сторону. По этой причине трудно было строить дома в этом месте. К примеру, на месте нынешней гостиницы Чорсу на протяжении 14 веков располагалось здание общественных бань. Когда мы собрались сносить здание, старики обратились в ЦК с просьбой сохранить здание. Нам дали поручение, и мы во главе с товарищем Н.М. Матчановым (Председатель Президиума Верховного Совета) осмотрели баню. Баня, как оказалось, была рассчитана на эти подземные воды. И что делать? Согласно проекту, мы должны построить гостиницу, но население было против сноса бани. Мы с трудом уговорили их, пообещав построить турецкие бани, использующие подземные горячие источники. Потом чуть поодаль построили новую баню с куполами. Мы рассчитывали, что посетители бань будут сдавать на один час свою одежду в химчистку, приобретут купальные принадлежности и по желанию посетят финскую или простую баню. К этому добавили и точку общепита, где люди могли бы поесть. Запланировали также и места отдыха для тех, кто уже побывал в бане. Почему я так подробно рассказываю о бане? Дело в том, что баня и мост были связаны между собой проточными водами. Потом мы проложили под землёй трубы и провели эти воды по ним, которые пролегли под нынешним спортивным комплексом «ЖАР». А при строительстве гостиницы забили в её основание 200 свай и возвели 22-этажное красивое здание. Мост же вступил в строй.

Руководитель Республики Куба Фидель Кастро знакомится с городом Ташкент. 1983 год.


Появилась еще одна идея: вытекающая из Бозсу вода по трубам протекала мимо гостиницы «Чорсу». Мне хотелось построить в Ташкенте площади наподобие тех, что я видел за границей. По левой стороне улицы Навои – по обе стороны на открытой местности мы построили крупные магазины, кафе. Запланировали провести по обеим сторонам воду и ярко осветить это место в вечернее время. Однако идею так и не удалось осуществить.
Раньше, для того чтобы доехать от Чиланзара до Чорсу, приходилось пересекать много перекрёстков. Во время строительства Дворца Дружбы народов была осуществлена большая работа по благоустройству территории. Вместе с этим мы запланировали и подземную автомобильную трассу. Строительство Дворца осуществлялось по особой
смете, недостающие средства выделили из городского бюджета для строительства подземной дороги, памятника, автобусных остановок, выходы из метро, общие работы по благоустройству.
Хочу сказать еще об одном мосте. У завода «Узбексельмаш», по дороге к Таштюрьме, образовывались автомобильные заторы. Каждые пять минут здесь проходили железнодорожные составы. Неоднократно эта проблема поднималась в сюжетах телевидения. Думая о мосте, я всегда вспоминал одну историю. Для строительства моста необходимо было снести жилые дома. Было очень много обсуждений, проводить ли его сверху или спустить вниз. Все десять председателей райисполкомов города, секретари райкомов партии, Асатулла Ашрафович Ходжаев (первый секретарь городского комитета партии), я и мои заместители собрались осмотреть трассу. По дороге, пересекая железнодорожные пути, наш автобус заглох. Как ни старался водитель, но мотор не заводился. Железная дорога в том месте резко поворачивала. В какой-то момент послушался шум приближающегося поезда. Машинисту не видно, что происходит на переезде, единственное, что он делает, так это подаёт сигналы. Слава Аллаху, что наша машина, дёрнувшись, все-таки завелась, и мы успели освободить переезд. Полный автобус руководителей города… Страху натерпелись… Еще немного, и мы бы оказались под колёсами поезда. Когда вышли из автобуса, никто не проронил ни слова о случившемся. Все переживали внутри себя. Молча двинулись пешком и вышли к Институту ботаники.

Г.А.Алиев, Ш.Р.Рашидов, В.А.Головин В.А.Казимов, Н.И.Рыжков во время посещения стройплощадок города. 1982 год.


Посмотрели обстановку. Как оказалось, не было никакой возможности провести мост поверху, потому что пришлось бы поднимать его очень высоко. Решили начать строительство снизу. Проектировщики выразили свои сомнения, говоря, что если начинать копать внизу, не просядут ли фундаменты у стоящих близко жилых домов. Нет, оказалось, что фундаменты были прочными и, обрезав земляной слой с двух сторон, построили мост. С тех пор у людей на пути к СамПИ, Сельхозинституту, ТашГРЭС не возникало проблем. Теперь они перестали часами стоять на переезде. Каждые 5–10 минут по мосту проходили поезда.