САМООТВЕРЖЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Ш.Т.Дадашев

Шукурулла Тоирович Дадашев член Союза писателей, поэт, публицист. Работал заместителем начальника управления по учёту и контролю за распределением жилой площади Ташгорисполкома.

Истинное значение и смысл слова «руководитель», пусть под его руководством работает два человека или две тысячи, заключается в том, что он должен проявлять одинаковую заботу обо всех подчинённых. И в том случае, когда он доброжелательно относится ко всем подчинённым, действует по справедливости, по-отечески, указывая на недостатки, то такой руководитель справедливо получает звание учителя.
Я посвящаю свою статью человеку, считавшим себя ответственным за большую семью, насчитывающую в своих рядах более двух миллионов граждан, день и ночь работавшего не покладая рук для их блага, благородному, интеллигентному человеку, неповторимому руководителю Вахид Ахуновичу Казимову.
Я заочно познакомился с этим человеком в 1972 году. В то время я работал учителем узбекского языка и литературы средней общеобразовательной школы. Отец был заведующим городского управления народного образования города Ташкента. Как-то вечером во время ужина отец сказал, что недавно руководителем городского исполнительного комитета избрали Вахида Казимова. Он пригласил меня и обратился ко мне с просьбой: «Товарищ Дадашев, состоится встреча с большой группой представителей махаллей, где я должен выступить с докладом. Вы самый уважаемый учитель в городе, считаетесь учителем учителей. Я здесь немного кое-что написал, посмотрите, пожалуйста, эти записи с точки зрения орфографии и правильности выражений». Немного погодя добавил: «Мы давно пишем и говорим на русском языке, а свой родной, узбекский, стали забывать. Поэтому не обращайте никакого внимания и без стеснения исправляйте все замеченные вами в тексте ошибки».
Вместе мы принялись вычитывать текст. Он был написан красивым практически каллиграфическим почерком на чистом литературном языке, и мы не нашли в нем ни одной серьёзной ошибки. Единственное, что мы сделали, это заменили некоторые русские термины на схожие по значению узбекские выражения.
Это событие я запомнил на всю жизнь. И хоть я ещё не видел его, но в моем воображении возник образ добродетельного, грамотного, скромного руководителя. Хотя он мог бы, как некоторые чиновники, поручить какому-нибудь сотруднику, находящемуся в его подчинении, готовому тут же исполнить его указание, написать текст выступления и даже не ознакомившись с ним предварительно, прочитать его с трибуны, не отрывая глаз от листа. Однако глубоко мыслящий руководитель никогда не позволит себе такого, наоборот, понимая свою ответственность за порученную ему работу, опирается на свои силы, знания и опыт.
Шёл 1978 год прошлого столетия. Я тогда работал заведующим отделом культуры в Ташкентском городском и областном комитете профсоюза работников просвещения, высшего образования и научных учреждений. Это было весной, на улице шёл сильный дождь. Кто-то пришёл и спрашивает меня. Я вышел в коридор и встретил там ответственного секретаря «Общества по охране исторических памятников» города Ташкента Абдулазиза Мухаммадкаримова. Поздоровались Абдулазиз ака сказал: «Шукрулла, быстро одевайтесь, съездим в одну организацию». Предупредив руководство, мы сели в машину. По дороге Абдулазиз ака рассказал, что предложил мою кандидатуру на освободившееся место инструктора орготдела Ташгорисполкома.
Приехали на место, поднялись на второй этаж. Солидное здание, расстеленные в коридорах внушительных размеров красные, словно огненные, ковровые дорожки подавили мою самонадеянность, я начал волноваться. Вошли в комнату № 28. В приёмной молодая секретарша в очках (Татьяна Николаевна) вошла в комнату слева и доложила заведующему отделом о нашем прибытии. Получив приглашение войти в комнату, мы одновременно вдвоём переступили порог. В самом начале комнаты сидел смуглый человек, среднего роста, с киргизским разрезом глаз. На вид ему можно было дать лет пятьдесят. Встав с места, он поздоровался и представился – Азиз Азимович Казиев. Он поговорил со мной на русском, задавая различные вопросы, попросил оставить свои документы и строго предупредил, чтобы я пока никому не говорил о моем возможном назначении. Спустя три или четыре дня у меня в доме вечером зазвонил телефон. Поднял трубку и услышал голос Азиза Азимовича, который попросил меня прибыть к 10 часам утра на встречу с руководством.
Я вошёл в приёмную председателя горисполкома за десять минут до назначенного мне времени. Секретарша объяснила, что срочно созванное совещание ещё не закончилось, и попросила меня подождать. Немного времени спустя из соседней комнаты один за другим стали выходить люди, держа в руках папки с документами. Вслед за ними вышел Азиз Азимович и попросил меня вой­ти. Неожиданно меня охватило волнение и лёгкая дрожь. Мой взгляд остановился на необыкновенно представительном, высоком, гладко причёсанном, благородной внешности, человеком сидящим во главе длинного стола. Лик его словно излучал свет. Это был заочно знакомый мне председатель горисполкома Вахид Казимов. От волнения я почуствовал слабость в ногах, а голос предательски дрожал. Единственное что я смог выговорить: «Ассалом алейкум». Вахид Ахунович поднялся со своего места, протянул мне руку, поздоровался, пригласил присесть. По его мозолистой ладони нетрудно было догадаться, что начинал он свою работу мастером на железной дороге. Мягкая и весомая речь этого необыкновенного человека показывала его чрезвычайную воспитанность и культуру. После короткого и доброжелательного разговора он встал, пожал мне руку и поздравил с назначением.
Я приступил к работе в учреждении, являющемся сердцем столицы, её надеждой, незаменимым помощником населения. Работа учреждения была очень чётко поставлена. Здесь работникам предъявлялись высокие требования, чрезвычайная ответственность, быстрое исполнение и строгая дисциплина. Начал участвовать в различных больших совещаниях, заседаниях президиума горсовета. Эти мероприятия проходили в основном при непосредственном участии председателя. Вахид ака всегда начинал работу в указанное время, ни одного раза не заставил ждать себя собравшимся. Говорил ровно и даже в самые напряжённые моменты не повышал голоса, не задевал личности своих подчинённых и вёл речь только по обозначенным в повестке дня вопросам.
Как сейчас помню, на трибуне с отчётом выступает руководитель одного управления, который полностью признал свои недостатки, ошибки в работе и уже было приготовился выслушать обычные в таких случаях, ругань, оскорбления, претензии… Вахид Ахунович Казимов только сказал: «За допущенные недостатки мы вынуждены
объявить вам административное наказание, садитесь, пожалуйста».
На этом примере я убедился, что различные крики и «разносы», устраиваемые нерадивыми руководителями, происходят от их слабости, а оскорбление личности от полного невежества и отсутствия всякой культуры. Грубость со своими подчинёнными ведёт к падению уважения среди окружающих и становится причиной его полного забвения в будущем. Я же старался придерживаться прекрасных качеств своего учителя, думая о своей будущей работе на посту руководителя.
Вахид ака был сыном Ферганской Долины. Свои детские годы он провёл в прекрасном городе поэтов и искусных мастеров – красивом Маргилане. Начальный этап руководящей работы – в Коканде, считавшемся центром культуры и образования. Проведённые им в городе работы по благоустройству пришлись по душе жителям, были высоко оценены ими и высоко подняли его авторитет. Я был неоднократным свидетелем приезда известных и уважаемых в Коканде знаменитых деятелей культуры, искусства, писателей и поэтов просто для того, чтобы встретиться с ним. Это свидетельствовало о его любви к искусству и понимании его тончайших сторон. В это время были опубликованы мои стихотворные сборники «Мои ровесники» и «Сказки моей бабушки».
В один из дней я поднимался по лестнице на второй этаж, а навстречу мне спускался Вахид Ахунович. Я сразу поздоровался и отошёл в сторону, пропуская его. Вахид Ахунович протянув руку тепло поздоровался со мной и сказал: «Читал Вашу книгу, мне понравилось, успехов в вашем творчестве», – и продолжил путь. Я же застыл на месте. Шутка ли, сколько людей мечтает встретиться с ним, пожать его руку, обратить на себя его внимание, заслужить доверие, а он обратил внимание на такого простого, младшего сотрудника, нашёл время познакомиться с моим творчеством?! Разве не это называется высшей степенью человечности?
Прошло два года. Вернувшись из недельной служебной командировки по делам Верховного Совета республики, рано утром я сидел в своей комнате. Вдруг сообщили, что меня вызывает ответственный секретарь исполкома. Ответственный секретарь исполкома – Марья Михайловна Мартьянова была от природы весёлой, грамотной и трудолюбивой женщиной. За глаза её называли фильтром нашего учреждения. Потому что любой документ в первую очередь проходил через её руки и, если в тексте обнаруживалась хоть одна ошибка или неправильно поставленная запятая, она немедленно возвращала его на доработку, выговорив автору. Едва я вошёл к Марье Михайловне, как она огорошила меня известием: «Шукурулла Таирович, за время вашего отсутствия председатель издал приказ о назначении вас заместителем начальника управления «Управление по учёту и контролю за распределением жилой площади». Сейчас мы должны зайти на приём к председателю исполкома», – сказав это, она направилась в сторону приёмной.
Я сильно удивился этой новости, в голове проносились разные мысли: «Во-первых, это управление в действительности место для строителей. Во-вторых, желающих работать там – тысячи и, в-третьих, это чрезвычайно деликатное место. Недаром ведь в народе говорят: «Голодный ли волк или сытый, пасть у него всегда в крови».
Мы на приёме у председателя. Немного расспросив о результатах командировки, он перешёл к цели разговора:
«Товарищ Дадашев, работа управления в данный момент нас не устраивает. По этой причине мы были вынуждены заменить начальника управления и его замес­тителя. Если обратиться к цифрам, то на
сегодняшний день в городе очередь на улучшение жилищных условий превышает 80 тысяч человек. Несмотря на большие объёмы строительства жилья, очередь не сокращается и вообще остановилась. Поэтому к нам ежедневно поступают сотни писем от недовольных граждан. От вас требуется, чтобы вы с сотрудниками подчинённых вам отделов тщательно изучили поступившие заявления, дали на них ответы в соответствии с требованиями закона и добивались бы прекращения поступления повторных жалоб. Самое главное – вы должны укладываться в сроки, требуемые по закону на ответы граждан. Основной состав управления – отставные кадровые военные. Поскольку практически все они русскоязычные, то совершенно не понимают местный язык и это становится причиной возникновения нежелательных ситуаций. Будьте внимательны и сострадательны к каждому приходящему к вам на приём человеку, будьте с ними вежливы. Перед принятием какого-либо решения мысленно попытайтесь поставить себя на их место. И даже в самых напряжённых ситуациях держите себя в руках, будьте бдительны и осторожны со своим окружением».
Признаться, я уже даже придумал весомую причину для отказа от предлагаемой мне должности. Однако открытое и доброжелательное напутствие, советы учителя, отеческая забота, проявленная ко мне, уверенность, что я справлюсь с поставленной задачей, сделали мой отказ невозможным. Поэтому мысленно решил, что как бы мне ни было тяжело я должен своим честным и добросовестным трудом оправдать оказанное доверие. Я только и ответил своему руководителю: «Благодарю за оказанное доверие и постараюсь оправдать его».
Таким образом, я приступил к работе в организации, которая мне и в кошмарном сне не приснилась бы. Опираясь на добрые советы начальника управления Владимира Ивановича Смотрова, мы приступили к коренной перестройке всей работы, приняли на работу новых, грамотных специалистов, добились увеличения количества помещений, необходимых сотрудникам, создали им все необходимые условия. Образно говоря, мы сделали так, что комната, в которой невозможно было ничего найти, где все было разбросано, вдруг превратилась в аккуратное и чистое помещение.
Постепенно, по мере необходимости срочно отвечать на письма, для получения подписи мне дали разрешение входить к председателю, в отсутствии моего начальника стал принимать участие при приёме посетителей Вахидом Ахуновичем. Каждый приём производил на меня глубокое впечатление. Я восхищался культурой общения, умением выслушать и понять проблемы и наболевшее в душе человека, искусством подробно разъяснить им суть вопроса в мелочах. Один из таких приёмов до сих пор сохранился в моей памяти.
Однажды на приём по звонку из ЦК пришла одна женщина, инвалид войны, пережившая во время войны блокаду Ленинграда (нынешний Санк-Петербург) по вопросу обеспечения жильём своей дочери. Произошла длительная беседа. Просьба женщины осталась без удовлетворения. Вахид ака поднялся со своего места, тепло попрощался с заявительницей и попросил меня проводить её. Когда мы вышли за дверь, женщина сказала мне: «Мой вопрос не решился, но высокая культура, начитанность, обходительность, умение говорить, скромность вашего мэра удивили меня и оставили о нем тёплое впечатление». Такую объективную и справедливую оценку дала заявительница нашему председателю.
Вахид Ахунович 14 лет честно и самоотверженно возглавлял городское хозяйство. Эта уважаемая личность вся его трудовая деятельность была направлена на служение народу, на процветание, развитие г. Ташкента и создание удобств для жителей города. Ташкентский метрополитен, Дворец Туркистон, площадь Независимости, Дворец искусств, проспекты, парки культуры и отдыха, школы и дошкольные учреждения, многочисленные здания и многоэтажные сооружения – в строительстве всех или почти всех из них есть немалый непрерывный труд этого человека. Думаю, что присущие Вахиду Ахуновичу несгибаемая воля, огромное терпение и такт, трудолюбие, скромность, солидность, человечность и многие другие положительные качества, гармонично присутствовавшие в нем, позволили ему подняться до уровня всесторонне развитой, совершенной личности.
Мы, ученики, в чьих душах и памяти учитель занял глубокое место, всегда молитвенно раскрываем ладони и молимся, чтобы Всевышний позаботился о нем в другом мире, чтобы память о нем была вечной.

С.А.Ходжаева, А.К.Нуманов, Б.К.Алиев, В.А.Казимов с супругой, А.М.Ходжаев, Ш.Т.Нусратов. Ташкент, 2005 год.