Х.К. Даудбаев
В те годы я уже нескольких лет работал первым заместителем министра хлопкоочистительной промышленности. Меня пригласил к себе Шараф Рашидович Рашидов и объявил, что хочет назначить меня директором Научно-исследовательского института по очистке хлопка. «Вы должны укрепить научные позиции института, предложить сельскому хозяйству, хлопководству новейшие достижения науки и техники. Верю, что вам это под силу», – сказал он. Институт тогда располагался рядом с гостиницей «Россия».
Как-то мне необходимо было встретиться по очень важному делу с председателем Ташкентского горисполкома В.А. Казимовым. Созвонился с ним, и мы договорились встретиться в 9 часов утра в здании горисполкома. Ровно в 9 в приёмной председателя зазвонил телефон:
– Должен был приехать Хайрулла Кушакович Даудбаев. Он здесь? – раздался в телефонной трубке голос Вахида Ахуновича.
– Да, – ответила секретарша, – Хайрулла Кушакович здесь, ждёт вас.
– Передайте ему мои извинения, – попросил Вахид Ахунович, – я немного, минут на 15, задерживаюсь.
Обратите внимание – в городе десятки научно-исследовательских институтов, я всего лишь один из директоров одного из институтов и, когда надо, я не то что 15 минут, несколько часов ждать готов и председатель горисполкома прекрасно это знает. Однако этот вежливый, с открытой душой руководитель не поленился позвонить секретарю и передать свои извинения за задержку. Это говорит о его высокой внутренней культуре, уважении к личности.
Такой же случай произошёл с ещё одним благородным человеком – первым секретарём Ташкентского обкома партии Мирзой Махмудовичем Мусахановым. Мы с ним возвращались самолётом с совещания из Москвы в Ташкент. Во время полёта он увидел у меня в руках журнал в цветной обложке. Попросил его у меня, мимолётно просмотрел и попросил меня оставить журнал у него. Я охотно согласился. По прилёту в Ташкент мы распрощались. Неделю спустя он прислал мне через своего водителя журнал с посланием: «Спасибо Вам, Хайрулла Кушакович, за журнал, с удовольствием ознакомился и получил необходимые сведения», – написал он в записке, возвращая журнал, о котором я, признаться, уже позабыл. Этот случай показал мне исключительную порядочность Мирза Махмудовича во всём, присущую также и Вахиду Ахуновичу, не позволяющую таким как они людям покусительство даже на самое малое, незначительное, не принадлежащее им. Думаю, эти маленькие примеры показывают величие этих двух незабываемых личностей.
Склоняю голову перед их памятью.