Во главе этого грандиозного строительства города была самоотверженная работа руководства республики, ответственных работников партии, Совета Министров, министерств и ведомств, сплочённые коллективы партийно-хозяйственных активов области и города Ташкента. Никто не был в стороне, а напротив все активно участвовали в этой масштабной работе. И каждый из них может сказать с гордостью:
«Мы строили город Ташкент!».
Из воспоминаний Вахида Ахуновича Казимова
Как жестоко время, оно отодвигает наше бытие, стирает память, делает наши души порой слезливыми, порой жёсткими, но и вместе с тем выделяет ценности, существование которых казались нам обыденной серостью. Каждый раз, когда я попадаю на Чигатай, кладбище, где похоронен отец, я всё больше времени сижу у памятника моему отцу. Сколько бы времени ни прошло с того дня, как он покинул нас, каждый день ощущаю его присутствие, он живёт в моей душе, в моём сердце. И чем больше проходит времени, тем больше понимаю величие этого человека. Встречая людей, кто знал его лично, с кем он работал, кто волею судьбы соприкасался с ним, я слышу только тёплые слова о нём.
В 90-е годы прошлого столетия мне пришлось несколько изменить сферу своей деятельности. Приходилось встречаться с людьми в различных государственных органах, в министерствах, ведомствах, институтах. В какой бы кабинет руководителя я ни входил, как только они брали в руки мою визитную карточку, тут же возникал встречный вопрос, а вы случайно не родственник Вахиду Ахуновичу, и когда я говорил, что я его сын, на лицах собеседников появлялась улыбка. Цель моего визита отодвигалась в сторону, и они рассказывали мне свои тёплые воспоминания, иногда очень незнакомые истории, случаи, связанные с нашим отцом. Иногда, когда я сопровождал отца на утренние свадебные или
поминальные мероприятия, люди подходили, здоровались с ним и благодарили за его искренние отношения и совместную плодотворную деятельность. Некоторых он не всегда узнавал, и я подсказывал, что это хоким района, тот зам. министра, тот директор института. «Наверно, когда я работал, они были ещё молодыми, а теперь вот выросла новая плеяда руководителей», – говорил отец. Однажды подошёл один человек и с распростёртыми объятиями начал тепло и искренне обнимать отца. Отец не узнал его, растерялся, и когда мы отошли, он задумчиво сказал: «Наверное, когда-то я в чём-то ему помог, уже не помню».
Эти и другие воспоминания подвели меня к мысли создания этой книги памяти о Вахиде Ахуновиче Казимове для его потомков: детей, внуков, правнуков. Жизненный путь этого человека должен служить для них примером того, как нужно построить свою жизнь, чтобы пользоваться любовью и уважением окружающих, стараться быть похожим на него.
Хочу выразить особую благодарность моему другу и брату Мухтару Ганиевичу Ганиеву, известному тележурналисту, ныне писателю, публицисту, знакомому всем в качестве корреспондента телевизионной московской программы «Время», который взял на себя сложную миссию интервьюирования Вахида Ахуновича. Члены семьи, особенно мама Кимиё Насыровна, уговаривали отца написать свои воспоминания о прожитой жизни, о встрече с интересными людьми, о событиях прошедшей эпохи, не для широкого круга читателей, а хотя бы для детей, внуков и тех, кто придёт после нас. Он понимал необходимость этого, но что-то его всегда сдерживало, может быть, это была его чрезмерная скромность. Помню, когда отцу исполнилось 77 лет, я почувствовал, что с возрастом у него стираются некоторые значимые события, важные даты, имена людей, с кем он встречался. Это заставило нас ещё раз настоятельно попросить его рассказать о своей жизни. Тогда он сказал, что если бы был человек, с которым я мог бы просто беседовать о жизни и отвечать на его вопросы, то мне было бы легче.
Действительно, из того, что отец рассказывал в интервью Мухтару Ганиевичу, мы многое слышали от него. Отец был хорошим рассказчиком, и в какой бы компании ни был, всегда завораживал всех своими повествованиями о событиях, проблемах прошедшего времени, о подробностях строительства городских архитектурных комплексов, жизнеобеспечения города или работы коммунальных служб. Нужно отдать должное Мухтару Ганиевичу, что он по крупицам вытаскивал из отца целые события прошлого наводящими вопросами. Учитывая возраст папы, опытный журналист после полуторачасового интервью оставлял его в покое на пару дней и затем снова и снова, с видеокамерой, приходил к отцу по своей воле, по своей инициативе, самостоятельно и таким образом прояснил для нас многое из жизни Вахида Ахуновича.
Мне хотелось бы выразить особую признательность глубокоуважаемому Президенту Республики Узбекистан Шавкату Мирамоновичу Мирзиёеву за то открытое общество, которое он создал, когда можно рассказать о жизни и деятельности многих честных, преданных своей Родине сыновей и дочерей, как пример для подражания подрастающей молодёжи. За это короткое время он изменил саму суть нашего общества, восстановил многие попранные моральные устои, восстановил братские отношения с нашими соседями из среднеазиатских республик. Поставил во главу угла, в центр своей деятельности интересы человека как высшей ценности развития общества.
Шавкат Мирамонович неоднократно выручал моего отца от надуманных претензий некоторых руководителей, когда мой отец уже был на пенсии в возрасте 80 лет. Когда нашу семью постигло несчастье, потеря отца, в апреле 2009 года, несмотря на свою огромную занятость и должность Премьер-министра страны, он лично выразил нашей семье соболезнование и оказал поддержку в эти трудные дни, хотя мой папа был уже на пенсии с 1987 года. Наша семья с благодарностью вспоминает об этом.
Я хотел бы отметить чуткое и бережное отношение Шавката Мирамоновича к старшему поколению. При моих редких встречах с ним, извините за нескромность, он непременно с большим уважением говорил о Шарафе Рашидовиче Рашидове, о Мирза Махмудовиче Мусаханове, о моём отце… Он всегда проявляет особое уважение и внимание Акилу Умурзаковичу Салимову.
Печально, что еще совсем недавно жизнь целой эпохи замалчивалась, стиралась из сознания молодёжи. Когда я показывал некоторые фрагменты интервью детям, племянникам, родившимся в годы независимости, они с удивлением восприняли многие откровения Вахида Ахуновича. И каждый раз они повторяли мне: «А мы думали, что до независимости ничего не было, а оказывается и метро, и телевышка и другие дворцы города были построены в то время». Будто в истории нашей страны орудовали одни неучи и дилетанты. Я понимаю, что идеальных обществ не существует. Всякое общество имеет свои достоинства и недостатки. Но это наша история и её нельзя забывать.
Наша большая семья благодарна всем друзьям, коллегам папы, которые дополнили его воспоминания своими наблюдениями, интересными эпизодами из жизни, связанными с Вахидом Ахуновичем.
С теплотой выражаю признательность соратникам моего отца Казиму Насыровичу Туляганову, Хожиакбар ака Расулову, моему другу и брату Шавкату Тураевичу Туляганову, которые поддержали и подтолкнули меня в этом начинании и постоянно подсказывали мне, давая советы, имея достаточный опыт в написании книг.
Приношу свои извинения, если мы невольно что-то или кого-то не вспомнили или неверно изложили дату или место произошедшего события, потому что видеозапись была сделана в 2003 году, а сегодня на дворе 2018 год.
С благодарностью и уважением к читателям,
Эркин Вахидович Казимов
г. Ташкент, 31 августа 2018 года
Продолжение чтения через оглавление