МОЙ ДЕД

Тимур Сарымсаков

Дед сыграл ключевую роль в моем воспитании. Он заменил мне отца, очень много времени проводил со мной с самого моего рождения. Мы с мамой жили рядом с коттеджем дедушки и бабушки, и я мог очень часто с дедом общаться.
С самого детства дед уделял много внимания мне и другим внукам. Но так как я был самым старшим и жил рядом, мне посчастливилось больше проводить времени с ним. На выходные ходили в парк, кукольный театр, цирк, на различные праздничные мероприятия. Ездили на дачу, зоны отдыха, озеро Иссык-Куль, к родственникам в Ферганскую долину, оттуда на отдых в Шахимардан.

Старшая дочь Вахида Ахуновича Гульчехра с сыном Тимуром, его супругой Умидахон, их детьми Усманом и Мунисахон.

Даже когда дед работал руководителем города, у него не было времени, но я помню он меня брал с собой на объезд по городу. Его сотрудники даже говорили, что когда он с внуком, он добрее с ними.
Он часто, приходя с работы, скорее всего уставший, когда внуки были дома, перевоплощался в домашнего дедушку и просто играл с детьми: играл на нае, гармошке, показывал фокусы. Он, будучи мэром, после работы сажал нас всех внуков на спину и катал нас по комнатам как лошадка. Был очень самоотверженным для внуков.
Дед много времени уделял трудовому воспитанию: я часто помогал ему во дворе следить за садом, огородом, цветами. Он воспитывал нас в духе уважения к физическому труду, чтобы мы ценили любой труд, особенно физический. Заодно он рассказывал много интересных вещей про природу, науку и в целом на общие темы. Он всегда делал работу вместе с нами (внуками), всегда показывал личным примером, как надо что-то правильно делать. Учил всегда все делать от начала до конца, все делать основательно и качественно, продумывать все. С ним всегда с желанием делали работу. Он не заставлял, а умел заинтересовать.
Дед всегда интересовался учёбой, спрашивал, что мы проходим в школе, непонятные нам темы подробно объяснял. Он прекрасно помнил школьные темы и мог понятным языком объяснить, даже в старших классах.

Младшая дочь Вахида Ахуновича Гульнара с супругом Дамир Арифовичем, их дочерми Ойшахон, Юлдузхон, их супругами Атабекжоном и Ойбекжоном и внуками Софияхон, Ибрагимбек , Ойбегим.

Если у меня были плохие оценки, он не ругал, но проводил долгую воспитательную беседу. Он не критиковал, а делал упор на то, как все у нас в семье хорошо учились, на то, как нужно относится к учёбе. Но он не упрекал напрямую и это больше мотивировало хорошо учится, чтобы он мной гордился.
Дед много уделял внимания физическому воспитанию, в школе с первого класса я по утрам каждое утро выходил к нему, и мы делали утреннюю зарядку. Я до сих пор это делаю с тех времён. Он всегда любил быть бодрым и энергичным.
Он часто водил меня на спорт и приводил домой. Приходил на соревнования за меня болеть.
Даже когда я уже работал, он всегда интересовался, чем я занимаюсь, какие трудности, рассказывал про свой опыт. Делился, как выходить из сложных ситуаций. Всегда умел хвалить, если у меня были успехи в работе. Он говорил: «Баракалла уғлим. Вот молодец».
Он всегда разговаривал как со взрослым. Когда я был постарше, студентом или уже работал, он уважал решения, которые я принимал. Интересовался, почему я так думаю. Даже если он считал какое-то решение неправильным, он напрямую не говорил, что против, а долго объяснял разные варианты и говорил: «Обдумай все хорошенько, взвесь».
У деда было очень много настав­лений, жизненных принципов и высказываний, которые я слышал и всегда помню о них.

Внучка Вахида Ахуновича Ойшахон с супругом Атабеком и детьми Ибрагимом и Ойбегим.

Ниже примеры некоторых инте­ресных его высказываний:
– Работу нужно делать до конца и основательно.
– Когда работу закончишь, потом мож­но отдыхать (Он вообще во всем любил баланс, не слишком много отдыхать, но и не переусердствовать).
– Когда другие работают нельзя стоять в стороне наблюдателем, а помогать, спросив какая необходима помошь.
– Мужчина даже находясь в отпуске должен вставать рано утром. Он всегда считал, что должна быть внутренняя дисциплина, то есть умение управлять собой, перебарывать лень.
– Не нужно наедаться, нужно вставать из-за стола с чувством небольшого голода.
– Все нужно делать в меру, например, больше 4 часов сидеть в гостях или за столом, это уже слишком.
– Нельзя позволять своему на­чальнику оскорблять или унижать тебя, нужно давать отпор, если начальник переходит границы, не важно кто он по должности. (Он рассказывал пример своей работы на ж/д станции в молодости, когда он ответил своему дерзкому начальнику, когда тот его загрузил разбирать карточки с расписанием поездов и постоянно упрекал, не давал работать).
– Не нужно из кожи вон лезть ради карьеры, цели или работы. Всему есть свой предел, важно еще уважать себя, отдыхать, ведь жизнь проходит, с семьёй больше быть. (Он дома забывал про работу, была чёткая грань).
– Нельзя переходить грань и, например, повышать голос на жену, грубо выражаться, нужно держать эту дистанцию. (Я никогда не слышал, чтобы он повысил голос на бабуш­ку).
– Нельзя уходить с работы пока не найдёшь другую работу. (То есть не нужно давать волю слабости).
– Когда у него спрашиваешь его отношение к каким-либо историческим событиям или личностям, он не говорил,
что относится положительно или отрица­тельно. Он всегда давал развёрнутый анализ положительных и отрицательных сторон.
– Учил читать книгу не во всех деталях, а чтобы сэкономить время, говорил, что
нужно уметь вычитывать основную мысль
или события. Также и в работе, не обязательно знать все детали из большого объёма информации, нужно извлечь только самое нужное. (Это очень важное качество успешного руководителя, и дедушка этим прекрасно владел).
У дедушки сочетались уни­кальные качества, которыми редко обладает один человек. Он был с одной стороны сильный лидер, руководивший ог­ромными коллективами, принимавший важные решения, проявлявший характер, волю, решавший серьёзные проблемы часто в стрессовых ситуациях и в сжатые сроки. Также проявлял инициативу и креатив в решении вопросов и невероятную практичность, и эффективность, в то же время продумывая все возможные риски. С другой стороны, он был талантливым аналитиком, обладавшим обширными академическими знаниями, отличной памятью, был великолепным учителем и наставником, умевшим с большим терпением объяснять на любом уровне (простыми или сложными словами) разные темы или вопросы. В общем, в нем сочетался решительный волевой лидер и добрый терпеливый учитель. Я думаю это редчайшее сочетание. Скорее всего, это и есть причина, почему он был успешен и в работе, и в карьере и одновременно пользовался большим уважением среди коллег. Я с большим удовольствием читаю воспоминания соратников деда, которые в своих произведениях, мемуарах уделяют внимание нашему деду. Я благодарю Ходжиакбара Абдурахимовича Расу­лова, писателя Шукурулла Тоировича Дадашева, политолога, писателя, Носира Абдулхаевича Тоирова за их воспоминания.
Если прочитав книгу у читателей появится желание поделится своей ис­торией, эпизодами от встреч с Вахидом Ахуновичем мы с благодарностью примем ваши изложения по электронному адресу: erkin-v-kazimov@mail.ru
Сейчас, будучи сам отцом, я понимаю, насколько уникальным был дедушка и как многому можно учиться даже просто, вспоминая какой он был, какой давал пример, что говорил, как говорил и как вёл себя в разных ситуациях. Он во многом мой путеводитель по жизни и сейчас.