ТЕЛЕВЫШКА

Одним из проблемных мест городской территории была площадь между концертным залом Дворца Дружбы народов и стадионом «Пахтакор». Это было густо населённое место. При строительстве жилых домов возле метро дома должны строиться в 300 метрах от выхода из метро. Сколько было в связи с этим скандалов. Впоследствии эта строительная норма была соблюдена.
Строительство линии метро набрало оборот и на повестке дня стал актуальным вопрос возведения телебашни. Политбюро ЦК КПСС дало согласие на строительство телебашни. В 1972–1973 годах в плане было определено сегодняшнее место расположения телевышки, выделены финансы на строительство. По поручению правительства проект подготовили специалисты ленинградского объединения «Стальмонтаж». Место под строительство выбрали подальше от центра города, но с таким расчётом, чтобы телебашню и в будущем было хорошо видно со всех точек.

Заседание штаба по строительству Ташкентской телебашни. Первый справа Генеральный директор Гостелерадио Узбекистана У.Я.Ибрагимов.

Для строительства телебашни необходимо было 3–4 тысячи тонн металла. В те годы с металлом была большая проблема. Разрешение на возведение телебашни было выдано исключительно в знак уважения к Шарафу Рашидовичу. Разрешение на строительство зафиксировали в специальном постановлении, деньги на строительство получили через Министерство связи бывшего СССР. Однако тогда не было организации, имеющей металл, возможность собрать из него металлоконструкции и осуществить монтаж такого сооружения. Этот вопрос был большой проблемой. Одна из ленинградских организаций пообещала возвести башню, но потом стала всячески уклоняться от выполнения под предлогом загруженности работой. В этот период я отправился в Москву на учёбу в Академию общественных наук (как обычно здесь учились руководители различных рангов). Там я познакомился и подружился с председателем горисполкома Челябинска. Я рассказал ему об имеющемся плане строительства телебашни, посетовал, что работа по её возведению остановилась из-за отсутствия организации, которая смогла бы изготовить нам металлоконструкции. Это было примерно в мае-июне. Он предложил мне после окончания учёбы приехать в Челябинск, где есть большой завод по металлоконструкциям, с руководством которого он пообещал переговорить. Вернувшись в Узбекистан, я доложил руководству о его предложении. Министром связи республики в те годы был Т.М.Тохтаев. Шараф ака пригласил его и рекомендовал выехать вместе со мной в Челябинск, куда мы выехали группой три-четыре человека под моим руководством. Председатель горисполкома встретил нас хорошо, устроил в гостиницу и предупредил, что уже заранее переговорил с первым секретарём обкома Н.В.Сухариковым. Встретились, я передал приветы от Шарафа Рашидовича. Как оказалось, он хорошо знал многих наших руководителей, много добрых слов сказал о них. Он с горечью говорил, что в колхозах не осталось работников, заводы и фабрики сами сеют и сами же убирают урожай и сдают его государству. Мы тоже, в свою очередь, поделились с ним своими проблемами. Я попросил его подыскать нам завод
металлоконструкций, который бы помог в строительстве телевышки. Он сразу же позвонил директору завода и спросил о его возможностях. Директор завода сослался на большое количество заказов и в связи с этим не имел возможности помочь. Через некоторое время секретарь обкома предложил мне поехать на завод, а директору завода ждать нашего приезда.
Это был большой завод, раскинувшийся примерно на 30 гектарах по площади. Мы как будто понравились директору завода, и он посоветовал нам встретиться с начальником одного из цехов, которого он заранее предупредит о нас. Пообщайтесь с ним в обеденный перерыв, расскажите о землетрясении, восстановлении города и попросите помочь вам, посоветовал директор завода. Пришли мы в цех. Здесь работало 400-500 рабочих. Было время обеденного перерыва. Собравшимся рабочим мы рассказали о цели визита и попросили о помощи. Нас внимательно выслушали. Один из молодых рабочих сказал,
давайте поможем им, всего 3 тысячи тонн, оказывается. Я радостно рассмеялся и пообещал поставлять им из Узбекистана дыни и арбузы (позже мы вагонами отправляли на завод дыни, арбузы, виноград).
Работники завода приступили к работе. Я часто наведывался к ним, интересовался, как продвигается дело. Министр связи Т.М.Тохтаев через своего помощника регулярно отправлял самолётом посылки с фруктами для дирекции завода. К концу года конструкции телебашни были готовы, и рабочие начали собирать их в блоки. Постепенно на месте строительства начались монтажные работы. Из Ленинграда прибыли мастера по спецмонтажу и выполнили одну часть работы, другую часть выполнили наши монтажники, а третью – специалисты из Челябинска, сначала сто метров, потом поднялись до самого верха.
Что касается вопроса выбора места для строительства телебашни, то, во-первых, это место несколько выше уровня города. Во-вторых, там расположен парк. При выборе места, в основном, исходили из географического расположения. С одной стороны, массив Юнусабад, рядом центр города, справа Сабир Рахимовский район. В общем это место нашли подходящим и сюда был намечен переезд телецентра. Однако этот план не удалось осуществить. Наконец, 372 метровая стройка была закончена.
На верхушке телебашни закрепили государственный флаг размером 6х3 метра.Во время строительства случились и чрезвычайные происшествия: с высоты конструкций падали люди, не справился с управлением и потербел крушение вертолёт. Строительство телебашни заняло три года. Установили лифт, все имеющиеся в Ташкенте метеорологические измерительные приборы, телефонные антенны.
На открытие пригласили друзей из Челябинска, приехали из Ленинграда, всех их наградили премиями. Торжественное открытие завершилось банкетом.
Под этим предлогом мы прекратили полёты летательных аппаратов над городом. Ведь раньше авиация пролетала над самым центром города, громадные самолёты авиационного завода. Договорились также и с военными, прекратили полёты боевых самолётов над Ташкентом. Они выдвинули свои предложения и обеспечили полёты самолётов над окраинами столицы. Благодаря этому в городе стало тише.