ГОЛУБЫЕ КУПОЛА

Б.С.Акбаров

Ботир Саидович Акбаров работал на различных должностях в управлении общественного питания г.Ташкента, директором кафе «Юлдуз» в Яккасарайском районе города.

Помню, работая заведующим кафе «Голубые купола», меня пригласил к себе начальник общепита района Мамурджон ака Кушаков и рассказал, что его вызвал председатель горисполкома Вахид Ахунович Казимов и посоветовал превратить кафе в место, где могли бы пообедать и поужинать зарубежные туристы. Нужно было также оформить всё в национальном стиле, чтобы оно выглядело и современно, и в то же время отражало нашу древнюю тысячелетнюю историю.
Зашёл в расположенный рядом маленький цех фабрики «Малика». Там мне сказали, что поступления нужного материала с текстильной базы придётся ждать месяц, а то и два. Я, не теряя времени, обратился к своему другу – директору Янгиюльского комбината бытового обслуживания. Попросил его пошить из имеющегося у него самаркандского бархата с национальным орнаментом подушки и курпачи. Потом посетил исторические музеи в поисках столов и стульев, выполненных в стиле ганча. Как оказалось, для изготовления нужной мне продукции необходимы солидные средства. Таких денег у нас в тресте не было. В отчаянии я обратился к еще одному своему другу Эркину – директору художественной школы расположенной в массиве Бешагач нашего района. Он отвёл меня на склад, где хранились различные изделия, сделанные учениками школы: столы и стулья, различная вышивка, написанные учениками портреты, и сказал, что я могу забрать все, что посчитаю подходящим, совершенно бесплатно. Выразив свою безграничную благодарность Эркинжону, вывез все, что мне было нужно. Мы украсили стены кафе полотнами сюзане, ковриками, потом добыли и развесили дутары, тамбуры, гижжаки, бубны, свирели.
Я заказал на керамическом заводе большую керамическую чернильницу, установленную на стол, выполненный в стиле ганча, размещённый с боку при входе в кафе. Глиняную чашу обожгли в печи, украсили павлиньими перьями, изображавшими перья для каллиграфического письма. Довольные проделанной работой, преобразившимся видом кафе руководители треста пригласили Вахида Ахуновича на открытие после капитальной реконструкции. На официантов надели маргиланские тюбетейки, белые лёгкие халаты-чапаны, повязали их поясами с узорами принятыми в Ферганской Долине. Молодые люди в скрипучих хромовых сапожках в лёгком танце, держа в руках керамические риштанские ляганы с пловом, встретили прибывших гостей. От увиденного у председателя Горисполкома на глазах невольно выступили слезы. Мы видели, что наши усилия не были напрасны.
Хочу привести еще несколько воспоминаний о Вахиде ака Казимове. В субботние и воскресные дни он лично проводил неожиданные внезапные рейды по рынкам, магазинам, местам общественного питания города. Обращал в первую очередь внимание на санитарное состояние, даже заглядывал в холодильники, какие и как располагались в них продукты питания, проверял срок годности, вплоть до источаемого запаха.

Академик С.А.Азимов и В.А.Казимов с супругами поздравляют своих детей с бракосочетанием

В бытность мою заведующим столовой «Юлдуз» Фрунзенского (нынешнего Яккасарайского) районного треста столовых, в один из дней, нам поступила весть о том, что по поручению председателя Ташгорисполкома Вахида Ахуновича Казимова, нас посетит первый секретарь райкома партии Санобар Ахраловна Ходжаева, председатель райисполкома Булутбек Бекмирзаев, начальник нашего треста Мамур ака Кушаков. Мы сразу же приступили к наведению порядка на своих местах и к приезду гостей были полностью готовы. Тротуары и прилегающая территория были чисто подметены и политы, на втором этаже в одном из помещений нашего кафе накрыли стол. Приехавшая ближе к обеду Санобар опа со своими спутниками, поднимаясь по дорожке на второй этаж кафе, заметила, что хорошо было бы посадить вдоль дорожки ёлки, потому что председатель Ташгорисполкома Вахид Ахунович именно в эти дни проводит контроль в городе по исполнению мероприятий по озеленению и благоустройству. Обязывает сажать вдоль дорог и тротуаров красивые цветы, декоративные кустарники, каштаны, ёлки, современные фонтаны, разбивает скверы.
Пока гости находились у нас я остановил на улице первый попавшийся небольшой трактор с ковшом и выкопал вдоль дороги шесть ямок. На получение саженцев ёлки из Ботанического сада ушло бы пару недель, что делать?! И тут я вспомнил, что по дороге в
аэропорт рядом с чайхоной «Самарканд» ведётся большая стройка и аккурат там находятся ёлки. Срочно поехал туда и, договорившись, погрузил в грузовик шесть больших ёлок, выкопанных вместе с землёй, привёз к себе в кафе и за пятнадцать-двадцать минут посадил их в уже готовые лунки. Выровняли земли вокруг ёлок и полили водой.
Спустившиеся час спустя вниз после обеда, Санобар опа и другие руководители района были чрезвычайно удивлены при виде величественных, красивых темно-зелёных ёлок, выросших словно в сказке, по мановению волшебной палочки. «Товарищ председатель райисполкома, нам нужно учиться выполнять поручения у Ботир Саидовича», – сказала она, хлопнув меня по плечу.
Еще один случай, о котором я знаю. Директор большой столовой в Чиланзарском районе Хасан Охун ака услышал, что его столовую с проверкой может посетить В.А. Казимов. У нас были свои информаторы, которые сообщали нам о предполагаемых рейдах Вахида Ахуновича. Собрав весь коллектив и объявив этот день «санитарным днём», мы привели в порядок всю прилегающую территорию, вычистили до блеска столовую.
В субботу слухи подтвердились – председатель Ташгорисполкома переступил порог столовой. Вахид Ахунович прошёл вдоль всего выстроившегося в отутюженных белых халатах, больших колпаках на голове, с медицинскими книжками в руках персонала. Он тщательно просмотрел медкнижки каждого, прошёл дальше, открыл большой холодильник и проверил товарное соседство продуктов, в каком порядке хранятся в нем мясо, масло, другие продукты. Отметил, что нельзя вместе хранить сырые продукты и то, что можно употреблять в пищу без термообработки. Присутствующие были удивлены тому, что председатель горисполкома прекрасно разбирался в товарном соседстве продуктов питания и их размещение в холодильнике. Затем
он осмотрел склад, в котором хранятся фрукты и овощи.
Как-будто все было в порядке: куда ни глянь все чистенько и аккуратно, никаких замечаний. Он конечно понял, что о его визите работники столовой были осведомлены заранее и тщательно подготовились к проверке. Ничего не сказав, он попросил: «Принесите-ка стул и проверьте пыль на лопастях смонтированного на потолке вентилятора». Директор столовой взобрался на стул и провёл пальцами по лопасти вентилятора и показал. На пальцах остался толстый слой пыли. Вахид Ахунович, обращаясь к директору столовой и районному руководству, воскликнул: «А если бы сейчас лопасти вентилятора крутились, как вы думаете, сколько заразных микробов попало бы в тарелки с едой посетителям? Вы хоть раз подумали об этом?!». Попрощавшись, вышел из столовой, сел в свой служебный автомобиль и уехал. Директор столовой Хасан Охун, районное руководство, ожидавшие похвалы за проделанную работу, так и застыли в растеренности с открытыми от удивления ртами…
Подобный рейд председателя Горисполкома был организован и в большой гастроном Анваржон ака на Чиланзаре. Дело было в воскресенье. Послеобеденное время. Директор гастронома, хорошенько отобедав, наслаждался отдыхом и даже позволил себе выпить пару пиал алкоголя. Неожиданно в комнате зазвонил телефон. Подняв трубку, он услышал, что Вахид Ахунович направляется с визитом в его гастроном. Вскочив с места, сунул в рот щепотку сухого чёрного чая, чтобы притушить запах алкоголя, вылетел в зал, а там уже Вахид Ахунович внимательно прохаживается вдоль прилавков, наблюдая за работой гастронома. Около прилавка отдела «Вино-водка» взгляд его остановился на замызганном, грязном куске материи,
прикрывавшем витрину. В то время вино и водка должны были продаваться строго после с 11 часов дня. По этой причине при необходимости спиртное прикрывалось занавеской от посетителей. Именно эта занавеска, грязная до невозможности, рваная и замызганная попалась ему на глаза.
Вахид Ахунович попросил снять её и завернуть для него. «Будет сделано», – незамедлительно отозвался побледневший директор гастронома Анвар ака и, сказав, что сейчас же снимет и завернёт занавеску, пулей вылетел из помещения. В своей комнате он схватил приготовленную для дома по просьбе жены новую скатерть импортного производства, аккуратно упаковал её и подошёл к водителю председателя горисполкома: «Если Вахид Ахунович спросит, отдайте ему, а если забудет и не спросит, оставьте себе, пригодится вам при мытье машины, я не возражаю».
На следующий день приглашённым по обыкновению в понедельник на «разборку» руководители предприятий общественного питания, заведующие торговыми магазинами, гастрономами, в которой принимали участие заместители председателя горисполкома, были предъявлены выявленные в субботних и воскресных рейдах на их предприятиях «трофеи»: чайники с отколовшимися горлышками, гнутые вилки-ложки, выложенные для обзора на большом столе президиума. Поочерёдно поднимали «хозяев» предъявленных предметов и выдавали им полагающуюся порцию нареканий и выговоров с предупреждением.
Дошла очередь и до Анвар ака. Он обречённо встал, не отрывая глаз от лежащей на столе президиума вчерашней упаковки, переданной им шофёру председателя. Сердце его сжималось, тело сотрясала мелкая дрожь. Вахид Ахунович заговорил о том, что несмотря на предпринимаемые усилия количество нарушений в торговле не сокращается, работники сферы продолжают неуважительно, а иногда грубо относиться к покупателям. «Вот вам яркий пример неудовлетворительного положения в самом крупном гастрономе столицы – посмотрите на эту грязную занавеску, закрывающую вино-водочный отдел», – сказал он и, раскрыв пакет, достал занавеску и развернул. Взглянув на занавеску Вахид Ахунович на мгновение растерялся – грязная материя волшебным образом превратилась в великолепную ослепительно белую скатерть. В зале повисло молчание – свыше двухсот человек не понимали, что происходит, о чём это говорит председатель. После минутной заминки Вахид Ахунович резко бросил: «Я еще не встречал такого ловкача, как вы, Анваржон. Покиньте зал и не попадайтесь мне больше на глаза». И затем продолжил собрание…
Вспоминает бывший управляющий трестом столовых кировского района города Ташкента Хамид Каримович. Так получилось, что Вахид Ахунович проводил свой очередной рейд по столовым и кафетериям нашего района. В одном из них он начал экзаменовать нашего официанта по вопросам технологии общественного питания. Он спросил у официанта, знает ли тот разницу между ромштексом и бифштексом. Молодой человек обескураженный поставленным вопросом замялся и ничего не ответил. На что Вахид Ахунович по-доброму, по-отечески посмотрел на него и сказал, что если он выбрал эту профессию, то для своего профессионального роста он должен досконально изучить составы блюд в предлагаемом меню. И где бы в будущем он ни работал нужно максимально изучать предмет, которым занимаешься. Когда мне доложили об этом эпизоде, вспоминает Хамид Каримович я поразился знаниям Вахида Ахуновича, поинтересовался у его родственницы Ранохон, которую знал по работе в нашем районе, об образовании Вахида Ахуновича, и был удивлён, когда узнал, что несмотря на то, что он закончил Институт инженеров железнодорожного транспорта, он хорошо понимал разницу между бифштексом и рамштексом, поразительно.

Оставить комментарий